Экспертное мнение

Экспертное мнение

ДОМОГАЦКАЯ ИРИНА ЕФИМОВНА

Эксперт в области художественного образования.

Кандидат педагогических наук, генеральный директор Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования города Москвы «Московская городская объединенная детская школа искусств «Кусково», член Президиума Совета директоров образовательных организация дополнительного образования, подведомственных Департаменту культуры города Москвы.

Награды:

Благодарность Министра культуры Российской Федерации (2010 год);

Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации (2018 год);

Лауреат Премии Президентской программы «Дети России» (распоряжение Президента РФ от 13.12.2001).

Профессиональные достижения:

  • успешная организация и проведение Общероссийских конкурсов «50 лучших детских школ искусств», «Лучший преподаватель детской школы искусств», «Молодые дарования России» (с 2006 по 2018 годы);
  • участие в разработке федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств в качестве эксперта (2011-2012 годы);
  • организация и проведение работ по разработке 110 Примерных программ по учебным предметам дополнительных предпрофессиональных программ и дополнительных общеразвивающих программ в области искусств (2012-2013 годы) – официальная публикация на сайте Минкультуры России;
  • создание и организация работы Общественного совета руководителей детских школ искусств регионов Российской Федерации (2015-2018 годы);
  • организация и проведение 12 Всероссийских научно-практических конференций для руководителей детских школ искусств, руководителей региональных методических служб отрасли культуры (2002-2008 годы, 2012-2018 годы);

- организация и проведение общероссийских курсов повышения квалификации для руководителей и преподавателей детских школ искусств, профессиональных образовательных учреждений, руководителей и методистов региональных методических служб отрасли культуры, а также участие в качестве лектора в региональных мероприятиях образовательного характера.

Автор опубликованных 7 учебников и учебных пособий для учащихся детских школ искусств, 20 научных статей и докладов.

Главный редактор журнала «Культура. Искусство. Образование» (2002- 2007 гг.). 

И.Е.Домогацкая входила в состав экспертных и рабочих групп, в том числе, по разработке «Концепции развития дополнительного образования детей», «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, примерной рабочей программы по учебному предмету «Музыка» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ, учебно-методического комплекса «Основы музыкальной культуры».

Перечень изданий:

  1. И.Е.Домогацкая. Музыкальные прописи. Учим малышей 3-5 лет. – М.: РКХ РИЦ,1993.
  2. И.Е.Домогацкая, Л.И.Тесля. Говорим и поем по-английски. Ансамблевое музицирование детей 4-6 лет. – М.: Гриф-фонд, 1994.
  3. И.Е.Домогацкая. Проблемы художественного образования. // Информационный журнал «Культура. Искусство. Образование». 2002. - №1. – С. 11-18.
  4. И.Е.Домогацкая. О роли методической службы в решении задач сохранения и развития художественного образования. // Информационный журнал «Культура. Искусство. Образование». 2002. - №2. – С. 7-17.
  5. Правовая база деятельности образовательных учреждений в сфере культуры и искусства. Составитель Домогацкая И.Е. – М.: Классика – XXI, 2002.
  6. И.Е.Домогацкая. Методические рекомендации по созданию программы развития (программы деятельности) детской школы искусств. // Информационный журнал «Культура. Искусство. Образование». 2003. - №4. – С. 32-37.
  7. И.Домогацкая, Л.Чустова. Сольфеджио. Примерная программа и методические рекомендации. Для подготовительных отделений детских музыкальных школ и детских школ искусств. М. 2003.
  8. И.Домогацкая. Учусь вместе с мамой. Музыкальный альбом в картинках. Учебное пособие по предмету «Сольфеджио» для учащихся подготовительных отделений детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: «Классика-XXI», 2004.
  9. И.Е.Домогацкая. О правовых основах и приоритетных направлениях деятельности региональной методической службы в условиях модернизации художественного образования. // Информационный журнал «Культура. Искусство. Образование». 2004. - №4. – С. 7-22.
  10. Правовая база деятельности образовательных учреждений в сфере культуры и искусства. Вып. 2. Составители Багаева И.М., Домогацкая И.Е. – М.: Классика – XXI, 2004.
  11. И.Е.Домогацкая. Научно-методическое обеспечение процесса модернизации детских школ искусств. // Информационный журнал «Культура. Искусство. Образование». 2005. - №4. – С. 7-22.
  12. Детская школа искусств: инновационные образовательные проекты. Составители Багаева И.М., Домогацкая И.Е. – М. 2005.
  13. И.Е.Домогацкая. Повышение квалификации руководителей детских школ искусств: к вопросу о компетентностном подходе. // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2006. - № 3. – С. 21-28.
  14. И.Домогацкая. Первые уроки музыки. Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: Классика – XXI, 2011.
  15. И.Е.Домогацкая. Методика диагностики эстетических способностей детей 3-5 лет. – М.: «Классика-XXI», 2011.
  16. И.Е.Домогацкая. Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет». – М.: «Классика-XXI», 2011.
  17. И.Е.Домогацкая. Программа по предмету «Развитие речи». – М.: «Классика-XXI», 2011.
  18. И.Е.Домогацкая. 90 поурочных планов по предметам «Развитие музыкальных способностей» и «Развитие речи». – М.: «Классика-XXI», 2011.
  19. Примерная рабочая программа учебного предмета «Музыка». 1-4 классы. Составитель И.Е.Домогацкая. – М.: Издательство «Радость», 2014.

Вопрос:

В этом году я поступила на работу в детскую школу искусств системы культуры, а предыдущее место моей работы – детская школа искусств в системе образования. В этой школе все педагогические работники были приняты на должность педагогов дополнительного образования. Я прошла аттестацию на первую категорию по должности «педагог дополнительного образования». В детской школе искусств системы культуры меня приняли на должность преподавателя, без категории, и через два года я пройду аттестацию на соответствие должности преподавателя. Права ли администрация в таком случае?

 

 

Ответ:

Педагог дополнительного образования и преподаватель – две разные должности, к которым предъявляются различные требования к квалификации и которые имеют различные должностные обязанности. Процедура аттестации, в том числе в целях установления квалификационной категории, проводится в соответствии с должностями, занимаемыми педагогическими работниками..

Вопрос:

Как быть, если финансовые возможности не позволяют полностью выполнить запланированные часы учебного плана вариативной части? Можно ли  сократить вариативную часть? Например, один предмет исключить из учебного плана.

 

 

Ответ:

Детская школа искусств самостоятельно разрабатывает вариативную часть учебного плана. Если вы хотите изменить вариативную часть и исключить какой-то предмет необходимо, чтобы освоение данного предмета было завершено у тех учащихся, которые начали его изучать.

 

Вопрос:

Можно ли проводить дополнительный набор в детскую школу искусств на общеразвивающие программы в сентябре месяце?

 

Ответ:

Дату дополнительного набора на общеразвивающие программы детская школа искусств устанавливает самостоятельно. При проведении дополнительного набора в сентябре месяце необходимо руководствоваться положениями локального нормативного акта.

Вопрос:

Какое соотношение педагогического персонала и другого персонала (административно-управленческого, вспомогательного) предусмотрено в детской школе искусств? Какими документами установлен норматив соотношения? 

Ответ:

Норматив предельной доли расходов на оплату административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда работников учреждений законодательством Российской Федерации не установлен. Указанная доля расходов в детских школах искусств может быть различной и зависеть от вида детской школы искусств (музыкальная, художественная, театральная, музыкально-хоровая, хореографическая, детская школа искусств и другие), количества обучающихся, реализуемых программ и так далее.

Вопрос:

Нужно ли размещать на официальном сайте детской школы искусств информацию о среднемесячной заработной плате руководителей ДШИ и педагогических работников ДШИ? 

 

Ответ:

Трудовое законодательство Российской Федерации устанавливает требование об обязательном размещении на сайте организации сведений о среднемесячной заработной плате руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера. Статья 349.5 ТК РФ. Размещение информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": «Информацияо рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий размещаетсяв информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Требования об обязательности размещения информации о среднемесячной заработной плате педагогических работников в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»трудовым законодательством РФ не установлены.

Вопрос:

Какова продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска методиста, работающего в детской школе искусств, - 42 или 56 календарных дней?

 

Ответ:

Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска методиста, работающего в детской школе искусств, составляет 56 календарных дней. Основание - пункт 4 раздела II постановления Правительства РФ от 14.05.2015 № 466. Обратите внимание, что в данном постановлении дается ссылка на номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденную постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678. Значение этой ссылки таково: должность методиста включена в номенклатуру должностей, имеющих право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Вопрос:

У нас вопрос по выставлению оценок в свидетельство выпускника. Предпрофессиональные программы предусматривают, что оценка, полученная на экзамене, заносится в свидетельство?
А по предметам, которые не выносятся на итоговую аттестацию, оценка выставляется по последнему году обучения?


Ответ:

В свидетельстве об освоении дополнительной предпрофессиональной программы есть несколько разделов, в которых  результаты обучения отражаются в выставленных оценках. Это: предметы обязательной части, предметы вариативной части и итоговая аттестация - выпускные экзамены. Оценки по выпускным экзаменам выставляются в раздел «итоговая аттестация». Оценки по текущим результатам требуют особого решения. Как выставляется итоговая оценка? В Вашей школе должны быть разработаны критерии, правила и подходы ее выставления не только в свидетельство об окончании школы, но и по ежегодным результатам - годовые оценки. Данные критерии, правила и подходы разрабатываются детской школой искусств самостоятельно.

Вопрос:

Требует ли индивидуальный учебный план написание отдельной образовательной программы или имеющаяся образовательная программа будет просто включать несколько учебных планов?

 


Ответ:

Одна образовательная программа может включать несколько учебных планов. Индивидуальный учебный план, разрабатываемый для отдельных учащихся/групп учащихся, имеет следующие особенности: изменения, которые вносятся в индивидуальный учебный план, не затрагивают объем учебной нагрузки, не обновляют перечень осваиваемых учебных предметов. Результаты обучения также едины для всех обучающихся по данной образовательной программе. Изменения могут вноситься только в условия и организацию учебного процесса, например, количество обучающихся в группе,  формы проведения учебных занятий,  распределение объема учебной нагрузки (в том числе по учебным предметам) по годам обучения и так далее могут отклоняться от нормативного варианта. Индивидуальный учебный план может разрабатываться  на определенный период обучения или на весь срок обучения. 

Вопрос:

При контрольно-надзорной проверке нашей школы в предписании было указано, что отчет о самообследовании разработан с нарушением законодательства Российской Федерации об образовании. А в каком документе даны показатели, которые нужно отразить в самообследовании?

 


Ответ:

Основными документами, определяющими содержание и порядок самообследования, а также показатели деятельности организации, подлежащей самообследованию, являются: Порядок проведения самообследования образовательной организацией, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 462; Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 года № 1324 (в ред. приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2017 года № 136).

Вопрос:

Может ли один преподаватель вести все учебные предметы по своему направлению в рамках дополнительной предпрофессиональной программы, если ему позволяет его профессиональная компетенция, или есть установленное количество педагогов, которые должны работать по предпрофессиональной программе?


Ответ:

Нормативов, определяющих количество преподавателей, которые обеспечивают реализацию предпрофессиональной программы, - нет. Законодательством РФ данные нормативы не предусмотрены.

Вопрос:

Можно ли учащегося 6 класса, осваивающего предпрофессиональную программу по 8-летнему сроку обучения, перевести в 5-й класс по 5-летнему сроку?


Ответ:

Перевести учащихся с 8-летнего срока обучения на 5-летний возможно. Но решение о переводе должно быть принято заранее. Например, не позднее марта-апреля  текущего года родители должны написать заявление о переводе. Условием перевода должна стать успешная промежуточная аттестация. Комиссия по промежуточной аттестации должна подтвердить, что уровень подготовки учащегося соответствует 4 классу 5-летней программы. Следующим шагом является зачет часов учебных предметов, подтвержденный документально. Затем вопрос о переводе выносится на педагогический совет, который принимает решение. И завершает процедуру перевода - приказ о переводе данного учащегося в 5 класс по 5-летней программе.

Вопрос:

На какие нормативные документы необходимо опираться при составлении положения об индивидуальном образовательном маршруте?


Ответ:

Индивидуальный образовательный маршрут - это индивидуальный учебный план, который ДШИ может разработать для отдельного учащегося. Правовой основой реализации индивидуального учебного плана является положение о реализации индивидуального учебного плана – локальный акт, разработанный ДШИ на основании статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Образец такого положения размещен на сайте артресурс.рф («Положение об обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе об ускоренном обучении»).

Вопрос:

Нужно ли проходить аттестацию в детской школе искусств административному и учебно-вспомогательному персоналу, например: бухгалтеру, специалисту по кадрам, библиотекарю, секретарю, юрисконсульту?


 

Ответ:

Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников. В соответствии с законодательством Российской Федерации (приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 №276 "Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организации, осуществляющих образовательную деятельность") детская школа искусств обязана проводить аттестацию на соответствие должности только по следующим должностям педагогических работников: преподаватель, концертмейстер, методист, старший методист, педагог дополнительного образования, старший педагог дополнительного образования, педагог-организатор и другие - в соответствии с должностями педагогических работников, указанных в штатном расписании детской школы искусств (подраздел 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678). В иных случаях, по иным должностям работников детской школы искусств аттестация персонала является правом учреждения, но не его обязанностью. 

Вопрос:

Я работаю концертмейстером на хореографии в ДШИ (баянист), у меня высшее музыкальное образование. Мой хореограф-педагог уходит в декретный отпуск. Имеет ли право администрация меня заставить работать одного, без хореографа всю четвертую четверть, и к тому же меня обязывают выставить детей на переводной экзамен. Это правомочно или нет?

 

Ответ:

В соответствии с требованиями трудового законодательства к квалификации преподавателя Вы не имеете право осуществлять замену преподавателя по учебным предметам хореографического искусства. У Вас отсутствует профильное хореографическое образование. Данные требования к квалификации отражены в следующих нормативных документах: приказ  Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», требования к квалификации по должности "Преподаватель"; профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых, утвержденный приказом Минтруда России от 05.05.2018 № 298н, раздел "Требования к образованию и обучению". Кроме того, так как предметы хореографического исполнительства являются занятиями особо травмоопасными, присутствие преподавателя,  ответственного за жизнь и здоровье детей, осуществляющего контроль за движениями учащихся на уроке, необходимо. 

Вопрос:

Пленэр, который проводим в первую половину июня, может ли частично проводиться и в резервную неделю? Приказ о переводе оформляется после проведения пленэра? В июне?

 

Ответ:

На основании ФГТ в резервную неделю могут проводиться: консультации, занятия по подготовке учащихся к летним каникулам, самостоятельная работа учащихся и методическая работа преподавателя. Пленэрные занятия могут проводиться в июне месяце (40-я неделя учебного года) и рассредоточено - в течение учебного года. Так как учебный год при наличии пленэрных занятий длится 40 недель, следовательно, приказ о переводе учащихся в следующий класс издается после проведения пленэра и выставления оценки за год по указанному предмету. 

Вопрос:

В нашей ДШИ реализуются 2 программы в рамках персонифицированного финансирования дополнительного образования. Ежегодно вносим корректировки в образовательные программы. Если меняются условия, программы проходят сертификацию экспертами. Предстоит пройти данную процедуру к 1 сентября. Программы общеразвивающие в области театрального и декоративно-прикладного искусства. Судя по комментариям коллег из нашего субъекта, программы в области искусств проходят проверку на основании правил пфдо. В правилах сказано, что программа должна также содержать компоненты в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки РФ (письмо от 18.11.2015 №09-3442). Но мы ведь руководствуемся при составлении своих программ рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств Минкультуры от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ. Верно понимаем, что наш правовой акт - это Минкульт?

Ответ:

При введении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования (ПФДО) разрабатывается и утверждается Порядок включения образовательных программ в систему ПФДО. При рассмотрении образовательных программ, реализуемых детскими школами искусств, предлагаем определять особые правила для их включения в систему ПФДО, основанные на специфике требований к условиям реализации, структуре, срокам и объемам данных программ, установленных Рекомендациями, направленными письмом Минкультуры России от 21.11.2013 № 191-01-39/06-ГИ. Предлагайте организаторам введения системы ПФДО внести данные нормы в Порядок включения образовательных программ в систему ПФДО.

Вопрос:

Нужно ли рецензировать фонды оценочных средств? Либо достаточно рецензии на программу учебного предмета? Приемная кампания в нашей ДШИ начинается с 1 апреля каждого года. Следует ли утверждать программы на предстоящий учебный год уже до начала информирования родителей о приеме на обучение? Стоит ли результаты промежуточной аттестации фиксировать в сводной ведомости, либо достаточно оформления аттестационной ведомости и записи в классном журнале.

Ответ:

Фонды оценочных средств рецензировать не нужно. Должна быть создана рабочая группа по их разработке, готовые материалы принимаются педагогическим советом, утверждаются руководителем детской школы искусств. Если администрация сочтет нужным, она может передать материалы для анализа экспертам. Прием осуществляется на образовательные программы, которые начнут действовать в детской школе искусств с 1 сентября. Следовательно, данные программы к 1 апреля должны быть размещены на сайте детской школы искусств. Размещенные программы должны пройти процедуру утверждения. Результаты промежуточной аттестации фиксируются в сводной ведомости. В таком случае в сводной ведомости будут достаточно полные данные об индивидуальных результатах обучения каждого учащегося. И именно сводную ведомость удобно хранить в архиве школы.

Вопрос:

Наша детская школа искусств реализует несколько дополнительных предпрофессиональных программ. Хотим объявить прием еще на одну новую программу. Нужно ли нам менять лицензию?

Ответ:

Менять лицензию не нужно. Приложением к действующей лицензии Вашей школе дано право на реализацию «дополнительного образования детей и взрослых». Конкретного перечня реализуемых программ лицензия и приложение к ней не содержат. А вот разработать полный пакет документов для новой программы Ваш коллектив должен (образовательная программа, включая учебные планы, календарный учебный график, программы учебных предметов, фонды оценочных средств). Размещаете его на сайте и предъявляете при проверке.

Вопрос:

Продолжительность уроков в нашей школе искусств составляет 40 минут уже несколько лет. При проверке нам было предписано изменить продолжительность уроков и установить 45-минутные занятия. На какой документ мы можем опереться, чтобы сохранить много лет применяемую норму?

 

Ответ:

Продолжительность уроков в детской школе искусств не может превышать 45 минут (следовательно, меньше – можно). Данная норма установлена приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», пункт 2.2.: «Нормируемая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые учебные (тренировочные) занятия (далее - занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамическую паузу» (большую перемену) для обучающихся I класса. При этом учебная (преподавательская) нагрузка исчисляется исходя из продолжительности занятий, не превышающей 45 минут. Конкретная продолжительность занятий, в том числе возможность проведения спаренных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным нормативным актом организации с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов». 

Вопрос:

Может ли студент музыкального училища осуществлять преподавательскую деятельность в детской школе искусств?

 

Ответ:

В соответствии с нормой права, установленной приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 (пункт 15), «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе привлекать к реализации дополнительных общеобразовательных программ лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками». Обучаясь в музыкальном училище, студенты получают среднее профессиональное образование в рамках  укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Искусство и культура». Следовательно, студент музыкального училища не может осуществлять педагогическую деятельность в детской школе искусств.

Вопрос:

На какие документы нужно опираться при составлении штатного расписания детской школы искусств? Например. В школе обучается около 1000 учащихся, есть два Образцовых хореографических ансамбля, Образцовый детский театр, детский музыкальный театр и другие коллективы, сформированные из числа учащихся. Имеется концертный зал на 200 мест. Возможно ли иметь в штатном расписании должности костюмера и звукооператора?

 

Ответ:

При формировании персонала, обеспечивающего деятельность ДШИ, и составлении штатного расписания необходимо использовать должности не только педагогических работников, но и общеотраслевые должности служащих, а также, в особых случаях, должности работников по другим видам экономической деятельности. Основанием для включения данных должностей в штатное расписание детской школы искусств является  приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Раздел «Общие положения», пункт 7:«7. При разработке должностных инструкций по должностям работников, относящимся к общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям работников, свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники, работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях».

Вопрос:

Готовимся к итоговой аттестации по предпрофессиональным программам - ДПОП «Живопись», ДПОП «Народные инструменты». Наш город значительно удален от областного центра, привозить специалистов из СПО и ВПО нет возможности. Ищем варианты: проведение экзамена в режиме он-лайн по договоренности с другим учреждением, либо комиссию возглавит представитель учредителя - заведующий отделом культуры муниципального района. Как будет правильнее?


Ответ:

На основании приказа Минкультуры России от 09.02.2012 № 86 «Об утверждении Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся, освоивших дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств» председатель экзаменационной комиссии «должен иметь высшее образование в области соответствующего вида искусств и не являться работником образовательного учреждения, в котором создана экзаменационная комиссия» (пункт 14). В приказе отсутствует требование к председателю экзаменационной комиссии, связанное с обязательностью его работы в образовательном учреждении среднего профессионального или высшего образования. В данном приказе также не указана возможность проводить выпускные экзамены в дистанционной форме, в том числе online. Следовательно, вы имеете право пригласить в качестве председателя экзаменационной комиссии преподавателя из другой детской школы искусств.

Вопрос:

В детской школе искусств действует творческий театрально-хоровой коллектив, состоящий из взрослых (старше 18 лет) участников. Каким образом можно оформить деятельность такого коллектива? Занятия коллектива проходят два раза в неделю, вечером, по 2 часа – с 19.00 до 21.00.


Ответ:

На основании лицензии детские школы искусств реализуют дополнительное образование детей и взрослых («Положение о лицензировании образовательной деятельности», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»). Дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительных предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ. А дополнительное образование взрослых – реализацию дополнительных общеразвивающих программ (статья 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). На основании пункта 7 приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), а также индивидуально». На основании вышеизложенного организация деятельности творческого коллектива в детской школе искусств может быть оформлена как дополнительная общеразвивающая программа. Сообщаем также, что действующими санитарными правилами и нормами не предусмотрены ограничения в режиме организации учебного процесса для взрослых обучающихся. Следовательно, занятия коллектива, состоящего из взрослых обучающихся (старше 18 лет), могут быть организованы до 21.00.

Вопрос:

Предпрофессиональная программа "Духовые инструменты". Обучение на духовых инструментах в основном рассчитано на подготовку будущих оркестрантов. Почему предмет "Ансамбль" введён с 4 класса? И как трактовать количество часов на этот предмет: 1 час в неделю на каждого ученика или 1 час на дуэт?

Ответ:

Количество часов, отведенное на ансамбль, согласно ФГТ, вы распределяете по классам самостоятельно - так, как считаете необходимым. При этом если вы определяете, что в федеральных государственных требованиях предложено недостаточное количество часов на предмет «Ансамбль», вы можете увеличить их объем за счет времени, отведенного на вариативную часть. Оплата труда осуществляется, согласно учебному плану, по учебному предмету «Ансамбль» из расчета 1 часа в неделю (если вы не увеличиваете этот объем за счет часов вариативной части). Занятия по ансамблю проходят в мелкогрупповой форме (от 2-х) человек. При этом каждый учащийся затрачивает на ансамбль 1 час в неделю.

Вопрос:

Может ли детская музыкальная школа самостоятельно разработать программы по ДПОП в области музыкального искусства "Струнные инструменты" по специальности виолончель со сроком обучения 5 лет, так как на виолончель поступают дети в возрасте старше 9 лет, без подготовки.По существующим нормативам мы не имеем право принять их в ДМШ.

Ответ:

Изменять сроки дополнительной предпрофессиональной программы, установленные федеральными государственными требованиями, а также включать другие сроки обучения детская музыкальная школа не может. В случае выявления способных детей, готовых обучаться на виолончели, но имеющих возраст, не соответствующий  нормативным требованиям ФГТ, рекомендую принять их в 1 класс общеразвивающей программы, а в случае успешного прохождения годового учебного курса  - перевести на предпрофессиональную программу (ускоренное обучение).

Вопрос:

В учебных планах дополнительных предпрофессиональных программ есть предметы вариативной части. Но родители отказываются, чтобы дети их посещали, аргументируя тем, что большая загруженность в общеобразовательной школе. Можем ли мы поменять учебный план и исключить предметы вариативной части или переводить таких детей, а их процентов 30, на общеразвивающие программы?

Ответ:

Вариативную часть детская школа искусств разрабатывает самостоятельно. В федеральных государственных требованиях указан ее предельный объем, но не сказано, что вариативной части может и не быть, то есть детская школа искусств не обладает правами по изъятию вариативной части из учебных планов (образовательной программы). Нижняя граница объема вариативной части может быть установлена детской школой искусств самостоятельно. Это может быть и 1 учебный предмет в каком-либо классе (классах).

Вопрос:

Дополнительная предпрофессиональная программа «Живопись», 8 лет обучения. Дети учатся в 3 классе. По учебному плану в обязательной части стоят предметы «Лепка» и «Прикладное творчество» в 1-3 классах. Неожиданно увольняется преподаватель. Найти замену не можем. У нас рабочий поселок. специалистов нет. А из районного центра к нам на работу ехать не хотят. Что, переводить всех детей (14 человек) на общеразвивающие программы? Или может на следующий год продолжить изучение этого предмета, хотя его нет в учебном плане, чтобы завершить изучение этого предмета. Если конечно найдем специалиста.

Ответ:

В данном случае (неожиданного увольнения преподавателя и отсутствия замены) Вам необходимо внести изменение в реализуемый учебный план на текущий учебный год. Конечно, произвольно, в середине учебного года учебный план менять нельзя. Но в случае форс-мажора, коим является неожиданное увольнение преподавателя и невозможность предоставить замену, придется внести изменения. Оставшееся учебное время по указанным предметам Вы переносите на следующий учебный год. Следите только, чтобы не было превышения в недельной аудиторной нагрузке – 14 часов. Данное решение Вы принимаете педагогическим советом с согласия родителей.

Вопрос:

Какой документ выдается по окончании предпрофессиональной программы?

Ответ:

Форма свидетельства о завершении обучения по предпрофессиональной программе утверждена приказом Минкультуры России в 2013 году (форма установленного образца).
Инструкции к заполнению данной формы приказ не содержит. Макет разрабатываете самостоятельно и отдаете в печать в любую типографию.

Вопрос:

Можно ли в ДШИ реализовывать общеразвивающие программы сроком обучения 7 лет? Или только 3-4 года? Каким документом это регламентируется. 

Ответ:

Законодательством Российской Федерации ограничения в сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ не установлены. Краткосрочность общеразвивающих программ определена их целями, задачами, мотивацией детей и родителей на менее трудозатратные программы и, может быть, возможностью  приобщения детей к таким видам искусств, которые не отражены в предпрофессиональных программах. И результаты по общеразвивающим программам должны быть, соответственно, принципиально иными, чем результаты обучения по предпрофессиональным программам. Все это и определяет их краткосрочность. Поэтому в 2013 году Министерством культуры Российской Федерации направлены Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ с рекомендуемыми сроками обучения 3-4 года.

Вопрос:

Какой документ выдает ДШИ выпускнику, завершившему обучение по дополнительной предпрофессиональной программе, – документ об обучении или документ об образовании?

Ответ:

На основании пункта 2 части 1 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012  «Об образовании в Российской Федерации» к документам об обучении относится свидетельство об окончании дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств. Документ об образовании подтверждает получение общего образования (основного общего образования, среднего общего образования).

Вопрос:

Обязательно ли проводить аттестацию на соответствие занимающей должности преподавателям, не имеющим квалификационной категории? В какие сроки и каков порядок ее проведения?

Ответ:

Все преподаватели, не имеющие квалификационной категории, должны проходить раз в 5 лет аттестацию на соответствие должности. При этом вновь принятый на работу в детскую школу искусств преподаватель будет проходить аттестацию на соответствие должности только  через два года. Порядок аттестации педагогических работников, в том числе, на соответствие должности, установлен приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Вопрос:

Согласно ФГТ для проведения в конце года промежуточной аттестации в форме экзамена необходима комиссия, утвержденная приказом. Нужны ли утвержденные комиссии для проведения промежуточной аттестации в форме «контрольный урок» или «зачет»?

Ответ:

Все комиссии, если они образованы для проведения промежуточной аттестации , утверждаются приказом руководителя ДШИ.

Вопрос:

Есть ли какое-то решение по увеличению объема вариативной части в дополнительной предпрофессиональной программе «Хоровое пение» или осталось 20%?

Ответ:

В настоящее время утверждена новая редакция ФГТ к дополнительной предпрофессиональной программе «Хоровое пение». В данной редакции ФГТ «Хоровое пение» предусмотрен объем вариативной части 40%.

Вопрос:

Что делать в случаях, когда в школе один специалист, и он заболел или отсутствовал по уважительной причине? Замещение организовать невозможно, так как другого такого специалиста (например, духовика) нет даже в городе?

Ответ:

Замена занятия, пропуск которого происходит по вине образовательной организации, - обязательна. Это обязанность и ответственность администрации.

Вопрос:

В учебном плане прописано определенное количество часов по каждому предмету на каждого обучающегося. Нужно ли вести учет данных часов? Ведь ребенок может пропускать занятия по болезни или просто без уважительной причины. Иногда даже по желанию родителей (например – отдых за границей) и т.д. И как быть с групповыми занятиями? Как правило, у недобросовестных учащихся очень много пропусков по данным предметам. Если много пропусков, как считать освоение данного предмета учащимся?

Ответ:

Полнота и успешность освоения учащимися образовательной программы определяются успешностью прохождения промежуточной и итоговой аттестаций. Количество часов, определенное для каждого предмета, - это расчетные единицы, количественный показатель для финансирования той или иной образовательной программы.

Вопрос:

В учебном плане прописано очень большое количество часов на консультации. И как мы понимаем, это количество входит в обязательную часть. На такое количество часов у преподавателей просто нет времени (мы учимся только во вторую смену). Можно ли проводить не все консультации, а например половину прописанных в учебном плане часов? Тем более, что наше финансовое управление утверждает, что на эти часы нет средств.

Ответ:

Указанное количество часов на консультации в ФГТ необходимо выполнить. Но распределяете вы их по предметам и годам – самостоятельно. Если вы предоставите минимальное количество консультационных часов на индивидуальные занятия, а остальное количество консультационных часов (их большую часть) – на групповые занятия, указанной вами проблемы не будет.

Вопрос:

Как организованы занятия в резервную неделю? В резервную неделю проводятся уроки по расписанию, составленному на учебный  год?  Или преподаватель проводит  только консультации по отдельно составленному расписанию? 

Наше финансовое управление считает, что все уроки по расписанию необходимо отработать (в том числе и в резервную неделю), а консультации проводить вне учебных занятий.

Можно ли в резервную неделю работать по расписанию учебного года, а отработанные часы считать как консультации?

Ответ:

Согласно федеральным государственным требованиям (дополнительная предпрофессиональная программа «Фортепиано», пункт 5.10:

«Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени в объеме 158 часов при реализации ОП со сроком обучения 8 лет и 184 часов при реализации ОП с дополнительным годом обучения. Резерв учебного времени устанавливается ОУ из расчета одной недели в учебном году. В случае, если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающихся и методическую работу преподавателей. Резерв учебного времени можно использовать и после окончания промежуточной аттестации (экзаменационной) с целью обеспечения самостоятельной работой обучающихся на период летних каникул».

Данная норма из ФГТ определяет варианты использования резервной недели: на консультационные занятия или на самостоятельную работу учащихся и методическую работу преподавателей (по аналогии с каникулярным временем) или занятия с учащимися в резервную неделю после окончания экзаменационной аттестации (экзаменационной недели). При этом весь объем учебных занятий, согласно ФГТ – 32-33 недели в учебном году, - это занятия по расписанию, без учета резервной недели, и завершаются они примерно к 15 мая.